Дискуссия о Знак «За экспедицию на остров Врангеля» в подразделе Награды и знаки отличия ,
в разделе Советский Союз, РККФ - РККА, ВМФ - СА 1917-1991 на форуме "Фронтовик"; 12 декабря 1924 года Президиум Дальневосточного революционного комитета постановил учредить особый знак «За экспедицию на остров Врангеля» и наградить им ...
12 декабря 1924 года Президиум Дальневосточного революционного комитета постановил учредить особый знак «За экспедицию на остров Врангеля» и наградить им всех участников экспедиции.
В 1924 году, обеспокоенное известием о создании иностранной колонии на российском острове, правительство СССР направило к острову Врангеля канонерскую лодку «Красный Октябрь» (бывший владивостокский портовый ледокол «Надёжный», на который установили пушки).
Команде этого судна, Дальревкомом от имени Совета народных комиссаров был дан приказ - снарядить экспедицию для освобождения острова Врангеля от английских интервентов. На этот остров еще в 1921 году высадился оккупационный отряд. Англичане хотели сделать его центром добычи ценной пушнины, мамонтовой и моржовой кости. Правда, экспедиция эта закончилась трагически, все ее участники, кроме одной американской эскимоски, погибли. Но на смену им прибыли другие. Британия считала, что Россия настолько ослаблена революциями и войнами, что ей не до острова.
Все это вынудило правительство страны принять решительные меры. Под руководством Бориса Давыдова экспедиция из 82 человек на канонерской лодке полуледокольного типа 20 июля отправилась из Владивостока далеко на север. 10 августа судно прошло Берингов пролив и встретило торосистые льды. С большим трудом преодолев их, 19 августа корабль подошел к острову Врангеля.
Моряки увидели на берегу бухты избушку из плавника. В ней нашли промысловые принадлежности и запасы продовольствия. Там же, на берегу, во многих местах были видны свежие следы костров. Берег у самой воды усеян был выброшенными тушами моржей. Браконьеры брали у них только клыки.
20 августа на мысе, перед входом в бухту Роджерса, участники экспедиции установили высокую мачту. На ней в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Советского Союза. Неподалеку установили мемориальную доску с соответствующей надписью.
Борис Давыдов во время экспедиции вел научные исследования. Он сделал описание берегов южной части острова, промеры глубин, вел наблюдения за движением льдов.
Экспедиция обследовала остров и нашла несколько землянок из плавника и парусиновых палаток. Но людей не было. Белели только развешенные повсюду шкуры белых медведей.
Через некоторое время вахтенный крикнул, что к кораблю направляется лодка. Иностранцам предложили очистить чужую для них территорию. А так как они самостоятельно убраться не могли, то их взяли с собой во Владивосток.
В конце августа "Красный Октябрь" снялся с якоря и взял курс на юг. Погода ломалась, короткое полярное лето заканчивалось. К тому же угля на борту оставалось меньше половины запаса. Это и заставило возвращаться не прежним, а кратчайшим путем.
До сибирского берега было миль 70, а до места возможной стоянки у мыса "Северный" - 140. По чистой ото льда воде на такой переход хватило бы суток. "Красный Октябрь" пробивался 14 дней. Во время пути глубоко сидевшая в воде льдина таранила руль лодки. Огромных усилий стоило команде помочь судну пробить перемычку в тяжелых льдах и укрыться от ветров и торосов в развилке мыса.
Медленно потянулись дни зимовки. На исходе четвертой недели штормовой ветер разбудил ледяное безмолвие. Было очевидно, что неподалеку от корабля есть свободная ото льдов полоса воды.
"К этому времени на судне осталось всего 55 тонн угля, -вспоминал впоследствии контр-адмирал-инженер В.Бубнов, бывший старшим прорабом экспедиции. - С таким запасом капитану нелегко было решиться отдать приказ продолжать плавание. Но 27 сентября, вновь пробив ледовую перемычку, "Красный Октябрь" вышел на чистую воду. Северный Ледовитый океан встретил его 8-балльным штормом. Капитан решил укрыться за выступом льда и стать там на якорь. За работой команда не заметила, как торосы все выше громоздились на якорную цепь, и нос судна постепенно погружался в воду.
В темноте, в самый последний момент, морякам удалось расклепать якорную цепь, и судно выровнялось.
Вырвавшись из плена, корабль шел к Берингову проливу. Топлива оставалось крохи. Жгли все, что только могло гореть. Поставили даже паруса.
К берегу удалось пробиться, но там угля не оказалось. Собирали плавник, разобрали на дрова шхуну. Пополнили запасы топлива лишь в бухте Провидения.
После тяжелого трехмесячного плавания 29 октября 1924 года канонерка бросила якорь в бухте Золотой рог.
Флагами расцвечивания дальневосточный порт и город торжественно встретили героическую экспедицию. Подвиг экипажа "Красного Октября" был высоко оценен Дальревкомом. В ознаменование успешного завершения трудного похода были выпущены специальные значки "За экспедицию на остров Врангеля". Их вручили всем участникам незабываемого плавания. По материалам экспедиции на заседании коллегии наркомата иностранных дел было принято решение о заселении острова Врангеля.
Всю команду канонерки поместили в дом отдыха. А начальник экспедиции и комиссар повезли подробный отчет в Москву. Для них, людей уже в возрасте, эта экспедиция оказалась последней. Оба вскоре умерли от нервного истощения. Ведь вся эта экспедиция была, по сути, настоящей авантюрой. Она могла закончиться настоящей трагедией. Тогда еще не было полярной авиации, чтобы помочь попавшим в беду. Их не смогли бы снять с льдины. Да и связи с ними, по-видимому, не было никакой. Иначе не шли бы они вслепую туда, где нет угля. Но, как говорят, Бог их миловал, а враг не одолел.
За успешное выполнение задания правительства и проявленные при этом мастерство, мужество, отвагу экипаж судна был удостоен высокой награды родины – революционного Красного Знамени. Кроме того, каждому участнику экспедиции был вручен нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля»
Знак был изготовлен во Владивостоке в ювелирной мастерской Осипова, при стоимости одного знака десять рублей. Всего было сделано 85 знаков по количеству участников экспедиции. Однако известен случай, когда при утере был выдан дубликат.
Автором эскиза был начальник гидрографической партии экспедиции В.А. Грагайтис.
Знак изготовлен из серебра и представляет собой круглый венок из колосьев пшеницы с красным бантом внизу, концы которого торчат в стороны и имеют треугольный вырез. На венок наложен адмиралтейский якорь, который перевит якорной цепью. В центре изображена карта дальневосточных морей, по голубовато-зеленому полю которых от Владивостока через пролив Лаперуза, с заходом в Петропавловск-Камчатский, и далее через Берингов пролив тянется паутинка маршрута экспедиции. Заканчивается она у о. Врангеля, на котором развевается маленький красный флаг. Внизу карты проставлен год: «1924». По окружности знака размещены две красные ленты: на верхней написан лозунг: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», а на нижней — «За экспедицию на о. Врангеля». На месте рыма якоря наложена красная пятиконечная звезда с лучевой насечкой под эмалью и серпом и молотом.
Вручались знаки в феврале 1925 г. очень торжественно в здании губкома председателем Дальревкома и краевого Исполкома Я.Б. Гамарником. Он же подписал и удостоверения к знаку.